- Так, хорошо, давай, Андрей, читай следующее предложение.
- "Тишина стоит из века в век - синяя, громовая, густая".
- А теперь определяй, какое здесь выразительное средство.
- Эээ... Ну, наверное, градация: синяя, громовая, густая.
- Нет, неверно: данные слова не близки по значению. Еще варианты.
Поднялось несколько рук.
- Так, Маша отвечает.
- Инверсия?
- Объясни.
- Ну, определение стоит после подлежащего.
- Да, а еще какое средство здесь есть?
Класс задумался, некоторое время никто не торопился отвечать, а учитель лишь приговаривал: "Ну же, ну же". Наконец, кто-то решился:
- Оксюморон? Сочетание несочетаемого. "Громовая тишина" все равно, что "живой труп".
- Нет, не согласна, - возрасил преподаватель.
- Почему это, Ирина Ивановна? - возмутилось сразу несколько голосов. - Ведь очевидно, что это какой-то троп.
- Ну, здесь я бы скорее назвала это метафорой.
- С чего бы это?! - не унимались ученики.
Женщина тяжело вздохнула - опять двадцать пять. Сколько времени она уже потратила на то, чтобы вбить в головы незадачливых школьников тему "Выразительные средства языка" одному богу было известно.
- Смотрите, "копна волос" - "как копна волос". Возможно? Возможно. "Неслышное движение заметил искрой светящийся, парящий в воздухе березовый листок" - "Березовый листок, порящий в воздухе, как светящаяся искра". Возможно? Возможно. "Тишина громовая" - "тишина, как гром".
- Что?! Но ведь тишина же не может быть как гром!
- Может. Это все равно что оглушающая тишина.
- С каких это пор?! Такого не бывает! Это 100% оксюморон.
- Нет, ребята, это 100% метафора.
Раздалось еще несколько возмущенных возгласов, очевидно пытавшихся выразить все свое непонимание, ученики недоуменно смотрели друг на друга и глупо улыбались, поражаясь искусственной запутанности русского языка. И лишь пара друзей, вместе сидевших за партой одного из боковых рядов, не растерялись и после некоторой паузы два баса хором огласили вывод вышеописанного спора:
- Нужно ввести новый троп - МАРАЗМ!!!
Поговорим о русском языке?
steshine
| четверг, 26 ноября 2009